Meloman.kz / Мы в прессе Дата: 12 ноября 2009 | Просмотров: 6727
 
 

Александр Дериглазов: "От увлечения к бизнесу - история и будни "Меломана"

Aa Aa
Интервью газете «Капитал»

Не все из нас знают, что на территории Казахстана успешно работают отечественные фирмы с историей более 20 лет, которые известны не только в нашей стране, но и за ее пределами. Об опыте построения собственного бизнеса, тенденциях на рынке и последствиях кризиса с «Капитал.kz» поделился Александр Дериглазов, председатель совета директоров холдинга «Меломан».

– С чего и когда начинался Ваш бизнес?

– Начнем с того, что владельцев у компании двое: мой старший брат, Игорь Дериглазов, и я. Правильнее будет сказать, что начинал мой брат в 1987 году. Вообще, с детства музыка была нашим общим увлечением, и когда в середине 80-х появилась возможность заниматься частным предпринимательством, в московских музыкальных кругах у нас уже были связи, которые позволили открыть небольшой бизнес. Начинали мы с того, что привозили продукцию из Москвы и реализовывали ее в Усть-Каменогорске. После армии, в 1989 году я присоединился к брату и стал ему помогать выстраивать наш бизнес. Первыми торговыми точками были небольшие киоски, продающие аудиопродукцию. Уже в 1992 году мы начали заниматься продажей видеопродукции и бытовой техники. Это был важный этап в становлении компании, в это время мы после киосков звукозаписи начали открывать первые магазины. Успех зарождения нашего бизнеса можно объяснить тем, что в те годы для людей западная музыка, кино и техника были чем-то совершенно новым и долгожданным. Спрос в то время был огромным, так как многие музыкальные и кинопроизведения были под запретом до перестройки, а также сыграло роль то, что после нее стало возможным приобретать продукцию за доступные деньги. За счет этого в 1996 году у нас появилась возможность купить и отстроить заново самый крупный (250 кв. м) по тем временам магазин в Усть-Каменогорске, и по сей день одна из центральных точек находится там.

– Как и когда открылась первая торговая точка за пределами Усть-Каменогорска?

– Следующей вехой в развитии компании «Меломан» явился выход за пределы Восточного Казахстана, это 1997-98 годы. Принятый к тому времени Закон об авторских правах дал нам большой стимул и поддержку. Вследствие этого закона просто так покупать и продавать где-то аудио-, видеопродукцию стало незаконно. Единственным способом ведения бизнеса явилась покупка авторских прав. В этом отношении нам на руку сыграло то, что Игорь, второй владелец компании, живет в Москве и имеет достаточно давние отношения с российскими дистрибьюторами аудио-, видеопродукции. «Меломан» – одна из первых компаний в Казахстане, которая получила право реализовывать лицензионную продукцию. При этом покупка лицензии накладывает определенные обязательства. К примеру, купить лицензию на производство 100 штук продукции нереально. Предлагается покупка лицензии на реализацию 500 штук одного товара по одному наименованию. Реализовать такое количество одного фильма или одного альбома определенного исполнителя в рамках только восточно-казахстанского региона невозможно, и мы это понимали. Потому начали задумываться, что такие объемы можно реализовать в Алматы. Именно эта ситуация послужила для нас толчком к тому, что мы стали продвигать бизнес в Алматы.

– С какими сложностями в это время Вам пришлось столкнуться?

– В то время на рынке еще никто толком не понимал, что есть пиратская продукция, а что легальная, даже правоохранительные органы. Поэтому убедить клиента покупать лицензионную продукцию, которая стоит в несколько раз дороже пиратской, было задачей крайне сложной. Это был очень долгий процесс. Он заключался и в работе с правоохранительными органами, и с другими участниками рынка. Со временем увеличивалось число покупателей, готовых платить определенные деньги за качество и понимающих, что контрафактная продукция – это ворованная продукция, а есть то кино и та музыка, с продажи которых авторы что-то получают.

– Как выстраивалось сотрудничество с крупнейшими мировыми дистрибьюторами?

– Следующим этапом в становлении бизнеса было то, что вслед за Россией и Украиной, с помощью наших украинских партнеров мы подписали контракты с голливудскими компаниями: Columbia Pictures, потом позже Warner Bros. Home Video, последний контракт в этом году с компанией Disney, фильмы которых мы представляем в Казахстане.

– Что представляет собой компания на сегодняшний день?

– В данный момент у компании два направления работы. В Алматы мы больше известны как компания «Меломан», а если говорить про восточный Казахстан, то там мы не менее известны как компания «Комфорт», к которой относится два одноименных крупных магазина в Усть-Каменогорске (4000 кв. м.) и Семее (3000 кв. м.). «Комфорт» – это бренд, под которым мы продаем все для дома: бытовую технику, строительные и отделочные материалы, хозяйственные товары, бытовую химию, ну и все то, что может пригодиться дома или на даче, так же товары для отдыха, спорта и туризма. Надеемся, что нам удастся открыть такой же магазин и в Алматы. Подобного магазина в Алматы пока нет, хотя мы считаем, что такой формат будет интересен и нам с точки зрения бизнеса, и алматинцам как потребителям. Направление «Меломан» магазинами и оптовыми складами представлено практически во всех регионах Казахстана, всего в количестве 65 торговых точек и 8 оптовых складов. Кроме того, в компании есть направление, которое очень тесно связано с деятельностью «Меломана», это деятельность по кинопрокату. У нас есть свой четырехзальный кинотеатр «Арсенал» в Астане, мы управляем несколькими кинотеатрами в других регионах. Мы также являемся кино-дистрибьюторами компании Sony и Disney на территории Казахстана, то есть поставляем во все кинотеатры фильмы этих производителей.

– Можете ли Вы охарактеризовать, какую долю рынка сейчас занимает «Меломан» в аудио,– видеопродукции?

– Основным местом по производству кино остается Голливуд, а в Голливуде принято считать, что есть 7 основных компаний, которые занимают 90% видеорынка. Из этих компаний компании Sony, Warner Bros. Home Video, Universal Pictures и Disney представляем мы, и не только на территории Казахстана, но и по всей Средней Азии. «Меломан» продает продукцию этих производителей в Кыргызстан, Азербайджан и в Узбекистан. В этом году в этих направлениях стало возможным проделать много работы, так как экономика в данных странах носит более плановый характер, нежели у нас, и последствия мирового финансового кризиса в этих странах ощущаются не так сильно, как в нашей стране.
Мы всегда делим рынок аудио-, видеопродукции на лицензионный и пиратский, в свою очередь, лицензионный рынок делится на рынок физических носителей (запись на CD и DVD-дисках) и интернет-рынок, который все больше и больше набирает обороты. Если говорить о рынке физических лицензионных носителей, то мы занимаем около 65%, а если в учет брать пиратскую продукцию, то, наверно, не более 8%.

– Можете ли Вы озвучить предварительные итоги касательно оборота компании в 2009 году? Сказался ли кризис? Ваши прогнозы на будущее?

– Мы планируем, что наш оборот в 2009 году процентов на 35-40 будет меньше, чем в прошлом году. Я думаю, как и у всего бизнеса Казахстана, у нас была очень тяжелая первая половина текущего года. В это время преобладали пессимистические настроения, и люди неохотно тратили деньги, на сокращение объемов продаж повлияла и девальвация тенге. Но, начиная уже с июля, наметился подъем, и мы надеемся, что это означает преодоление дна кризиса. При этом четко понимаем, что вернуться к объемам продаж 2006 года мы сможем нескоро, никакого резкого подъема не ожидается. Последствия мирового финансового кризиса нам еще долгие годы придется преодолевать. Урок, который преподнес кризис, можно охарактеризовать так: чем выше поднимаешься, тем больнее падать, то есть резкие подъемы доходов оборачиваются такими же резкими спадами. Все-таки постепенный рост – 8%, максимум 10% в год – является наиболее приемлемым сценарием развития бизнеса и экономики.

– Вы отмечаете, что нелицензионная продукция на рынке аудио– и видеопродукции занимает огромное пространство, а как Вы оцениваете работу государства по борьбе с пиратством? Ведет ли Ваша компания какую-либо работу в этом направлении?

– Бизнес в сфере аудио– и видеопродукции напрямую зависит от того, насколько качественно проводится работа государством по борьбе с нелицензионной продукцией. В тех регионах, где работа в этом направлении усиливается, продажи нашей компании резко увеличиваются.
Мы в свое время выступили одними из учредителей Казахстанской Ассоциации по Защите Авторских и Смежных Прав (КАЗАСП), в которой работают юристы, оперативные работники, инициирующие проверки торговых точек и участвующие в них. Кроме того, в этом органе есть подразделение, сотрудничающее с государством в законодательном отношении.
Хотелось бы отметить, что на постсоветском пространстве Казахстан является показательной страной по борьбе с пиратством, еще год назад можно было говорить, что республика опережает Россию в данном направлении. Во многом благодаря этому нашей компании удается успешно развиваться. Вместе с тем, пиратство – это такое поле деятельности, которое невозможно преодолеть до конца. В самых развитых и цивилизованных странах проблема пиратства стоит столь же остро, как и в Казахстане. Хотя наша страна уступает в вопросах образованности и подготовленности сотрудников правоохранительных органов, не все понимают, насколько это важно в развитии кино и музыки в Казахстане. Ведь если мы не будем бороться за авторские права, исполнители, режиссеры, актеры не будут получать деньги, а значит, не будет средств в дальнейшем что-то создавать. Нельзя делать градацию на наших и не наших производителей, так как рынок сильно взаимосвязан, зачастую люди думают, что все деньги идут на обогащение и без того не бедных американских компаний. Необходимо воспитывать уважение к авторским правам.
Компания «Меломан» со своей стороны привносит некоторые рекомендации на законодательном уровне, хотя в России нарушение авторских прав карается намного жестче, чем в нашей стране. В Казахстане в то же время я знаю прецедент, что люди действительно отбывают срок за производство и распространение контрафактной аудио– и видеопродукции.

– На Ваш взгляд, законодательная база Казахстана по защите авторских прав соответствует современным реалиям или нет?

– Законы всегда немного отстают. К примеру, еще два года назад в наших законах понятие «интернет» вообще отсутствовало, а на сегодняшний день мы можем говорить, что большая часть пиратской продукции сбывается именно в интернете. Сейчас соответствующие изменения были внесены в Закон по защите авторских прав, хотя вот только на прошлой неделе он реально заработал, и была закрыта фирма, занимающаяся незаконным распространением продукции в интернете. Ясно, что для того чтобы изменилось законодательство, должна измениться ситуация, а после изменения законодательства его необходимо претворить в жизнь. Практика показывает, что весь этот процесс занимает порядка двух лет. Безусловно, законодательство нашей страны отстает, но это закономерный процесс, в Европе тоже складывается подобная ситуация.

– Помимо продажи СD и DVD продукции Вы занимаетесь продажей книг, техники, товаров для дома. Каковы перспективы этих направлений в работе компании?

– На сегодняшний день мы считаем, что тяжелые времена для такого вида товара как техника тоже позади. Есть определенные циклы в продаже бытовой техники, и сейчас наступает, к примеру, период, когда люди начнут активно менять большие громоздкие телевизоры на более компактные плоские. Безусловно, данная тенденция является поводом для продвижения техники на рынке.
Что касается книг, этот рынок является наиболее консервативным. Мы по-прежнему являемся той страной, в которой много читателей, читать – это модно и увлекательно. Даже в период кризиса продажи книг остались примерно на том же уровне, что до него, а кое-где возросли. С другой стороны, если еще несколько лет назад мы думали об открытии отдельных книжных магазинов, то сейчас мы склоняемся в сторону многотоварных и многопрофильных магазинов, где покупатель может найти все для своего развлечения.

– Планируется ли расширение сферы деятельности компании «Меломан»?

– Так складывается ситуация, что сама жизнь заставляет нас заниматься новыми видами товара. Еще несколько лет назад в наших магазинах не было ни приставок, ни видеоигр, тогда как сейчас это большой сегмент продаж, и он бурно развивается. Заниматься каким-либо новым видом товара мы пока не планируем. Сейчас не те времена, когда есть возможность вкладывать деньги во что-то новое, мы наоборот стараемся сузить сферу деятельности. В то же время мы начинаем активно осваивать интернет-рынок. Сегодня у нас несколько проектов в разработке, несколько уже запущено, один из них – это проект по интернет-заказу товаров. Подразделение интернет и IT-специалистов – это подразделение, которое мы не сокращали в период кризиса, так как мы понимаем, что за продажами в интернете будущее.

– Каковы, на Ваш взгляд, конкурентные преимущества компании «Меломан»?

– Мы всегда предлагаем своим клиентам самый широкий ассортимент по всем видам товара, при этом цены на товар стараемся держать на общерыночном уровне. Мы стараемся привлечь клиента большим выбором и качественным обслуживанием, а также сервисом в наших торговых точках.

– Проводится ли в Вашей компании работа по team building и по повышению квалификации кадров?

– Я отношусь к тому типу руководителей, которые верят и получают огромное удовольствие при участии в мероприятиях, объединенных понятием team building. Подобные мероприятия проводятся в рамках компании «Меломан» регулярно. В отношении проведения тренингов и семинаров для сотрудников фирмы, тио мы даже в период кризиса не останавливали работу в этом направлении.

– Считаете ли Вы свою компанию социально ответственной?

– Безусловно, считаю. В нашей компании, особенно среди руководительского состава, есть понимание того, что по возможности мы должны помогать людям вокруг и нашим сотрудникам. Мы регулярно помогаем различным организациям ветеранов, детским домам. В связи с нашей профессиональной деятельностью мы стараемся по возможности помогать нашим казахстанским музыкантам, режиссерам и актерам. Кроме того, мы стараемся всегда помогать нашим сотрудникам в сложных жизненных ситуациях.

 

Ольга Веселова
«Капитал.kz» №44 (231), 12.11.2009 г.


 

 


« Вадим Голенко: Дубляж – это некая интеграция казахского языка в мировое сообщество Все познается в сравнении »


Рейтинг
  • 61.273885350318

Чтобы поставить рейтинг вы должны войти или зарегистрироваться

Комментарии (0)

Написать новый комментарий | Обновить комментарии

Загрузка комментариев...
 
     


Сегодня в кино
Трейлеры
Прайс-лист

Выбор категории:

Скачать прайс-лист



 

 

 

 

 

 

Обратная связь © 1987—2018 Группа компаний «Меломан»