Meloman.kz / Мы в прессе Дата: 14 июля 2011 | Просмотров: 8665
 
 

Кинопрокатный рынок Казахстана рост в 10 раз за 9 лет

Aa Aa

Пока припасенные на лето блокбастеры собирают в кондиционируемых залах кинотеатров изнывающую от жары (и промокшую под дождем) публику, прокатчики заготавливают «кинопродукты» на следующий год. Для дистрибьюторов созданы все условия – каждую неделю в самых живописных местах на просторах стран содружества проходят кинофестивали.

В столице Республики Казахстан Астане праздничные мероприятия по случаю Дня столицы практически совпали со Вторым Международным фестивалем экшн-фильмов Astana! Неплохой повод задуматься и подвести итоги развития казахского кинорынка. Чтобы наши выводы не были поверхностными, проведем более глубокий анализ.

 

КИНОТЕАТРЫ , ЗАЛЫ , СЕТИ

Начнем с самых основ данного рынка, так сказать, с его фундамента – с кинотеатров. По данным компании «Казахфильм», с 2002 г. общее количество кинотеатров в республике из 68 увеличилось до 87 в 2010 г. только около половины из них оснащены современным оборудованием. В то же время количество залов выросло почти втрое и в настоящее время составляет 196 (в 2002 г. было всего 76). За последние 10 лет в республике открылись более 25 новых современных многозаль ных кинотеатров, а оставшиеся с советских времен, использовавшие устаревшее оборудование кинотеатры закрывались. К примеру, в 2005-2006 гг. общее количество кинотеатров уменьшилось
на 10 (из 86 осталось 76), а количество кинозалов наоборот выросло с 99 до 106, за счет запуска 4 современных многозальников. В настоящее время в Казахстане работают 6 кинотеатральных сетей – Kinoplexx, Kinopark, Star Cinema, Otau Cinema, «Арман» и «Меломан», которые в совокупности управляют 33 кинотеатрами с 121 кинозалом на почти 20 тыс. зрительских мест. Более подробную информацию по сетям кино-театральных мультиплексов на территории Республики Казахстан мы решили для наглядного удобства подать в виде таблицы:

Если лидером по количеству кинотеатров является Kinoplexx (9 кинотеатров, но в основном, одно- или двухзальные), то по количеству залов и посадочных мест лидерами являются KinoPark и StarCinema. Таким образом, из 87 кинотеатров республики 33 (38%) входят в состав той или иной сети. В осташихся 54 объектах действуют 75 кинозалов, а это составляет около 38% общего количества кинозалов. В них около 15 570 зрительских мест. Таким образом, на каждые 250 человек городского населения приходится 1место в кинотеатре.

Особенно интенсивное развитие кинотеатральной отрасли началось на рубеже 2008 - 2009 годов. Так, в Астане в феврале 2008 г. открылся кинотеатр Kinopark 8 3D (ТЦ «Сары-арка»), и уже в сентябре на проходившем Юбилейном Х Международном Форуме и Выставке «Кино Экспо-2008» в городе Санкт-Петербург он стал Лауреатом VII Национальной премии за достижения в кинобизнесе вкатегории Лучший кинотеатр стран СНГ. В июле 2009 г. открылся Kinopark 7 IMAX 3D (ТЦ «Керуен»).
В январе 2009 г. в Караганде запустили Kinoplexx 3D, а в Алматы после реконструкции открыл двери для зрителей кинотеатр «Сары-Арка», в сентябре того же года начались кинопоказы в кинотеатре Kinopark 6 3D (ТРК «Спутник»), осенью 2010 г. в южной столице приступили к работе сразу 2 многозальника – Star Cinema 3D (ТРК «Молл Апорт») и KinoPark 4 (МФК «Глобус»). Кстати о кинотеатрах в Казахстане. Они действительно строятся по современным технологиям и оборудованы «последним словом техники». Не зря в 2010 г. в рамках IX Национальной церемонии вручения наград за достижения в кинобизнесе, учрежденной российской компанией «Кино Экспо», приз в категории «Лучший кинотеатр стран СНГ» был присужден кинотеатру StarCinema в ТРЦ MEGA Alma-Ata (г. Алматы, Республика Казахстан).

КИНО ДЛЯ НАРОДА

За последние 10 лет посещаемость казахских кинотеатров возросла более чем в 3 раза. Если за весь 2002 г. кино на больших экранах в Казахстане посмотрели менее 3 млн. человек, то в 2010 г. кинотеатры посетили более 10 млн. зрителей. Лишь около 10% (в 2003-2004 гг. и 2006 г всего 4%) посетителей заинтересовались картинами отечественного производства (тему особенностей производства и дистрибуции казахских фильмов затронем чуть позже). При этом минимальный годовой прирост числа кинозрителей – в 5,5% - зафиксирован в 2005 г. А в прошлом году он достиг максимальной отметки в 33,2%. Публика все охотнее проводит досуг в кинотеатрах, несмотря на то, что за эти годы средняя цена билета возросла втрое. Прежде всего, причиной роста цен стало резкое повышение качества предоставляемых услуг и использование новых технологий 3D и IMAX. В 2002 г. средняя цена билета была около $2, сейчас в зависимости от сеанса, кинотеатра и демонстрируемого фильма она составляет около $6 за билет на просмотр «пленочной» картины и около $10 за билет на фильм в 3D-формате.

Теперь проведем простые подсчеты: трехкратный рост посещаемости плюс трехкратное подорожание билетов равно десятикратное увеличение кассовых сборов. Действительно, по итогам 2010 г. общий box-office картин в казахском прокате составил около $50 млн. (в 2002 г. - $5,3). Ежегодный прирост составил в среднем 30%. Лишь в 2009 г. годовые кассовые сборы были меньше чем в предыдущем году - $30 млн. и $31 млн. соответственно. Причина тому - изменение курса доллара к тенге. Хотя в эквиваленте тенге в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, все-таки наблюдался прирост на 16%.
Доля картин казахского производства в общем бокс-офисе подвержена сильным колебаниям от 0,5% в 2008 г. ($100 тыс.) до 10% в 2010 г. (около $5 млн.). Этот факт свидетельствует о том, что в стране не сформировался стабильный спрос на отечественные фильмы. Компании-дистрибуторы не часто рискуют запускать в прокат картины, произведенные в Казахстане, поскольку большинство из них не окупаются. В итоге в 2005 г. и 2006 г. в кинотеатрах демонстрировались всего по 1 отечественной картине (0,5% от общего количества фильмов в прокате). В 2007 г. – 7 фильмов (зарубежных – 260). В 2008 г. всего в кинотеатральный прокат вышло 248 фильмов, 10 из них производства Казахстана. Из 222 релизов 2010 г. 8 – казахских и 32 – российских.

CENSORED

В Казахстане пока нет льгот для прокатчиков локальных картин. В настоящее время разрабатывается проект закона «о кино», куда будут включены положения о государственной поддержке кинематографа, о преференциях и льготах для прокатчиков отечественных картин. В соответствии с пунктом 1 статьи 28-3 Закона Республики Казахстан «О культуре» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.03.2011 г.) все фильмы, произведенные в Республике Казахстан, и фильмы, ввозимые (доставленные) на территорию Республики Казахстан с целью проката и публичной демонстрации, индексируются по зрительскому возрастному цензу. Устанавливаются следующие индексы фильмов: «К» - фильмы, предназначенные для зрителей разного возраста, «БА» - фильмы, разрешенные для показа детям, достигшим двенадцати лет, «Б14» - фильмы, которые детям до четырнадцати лет рекомендуется смотреть вместе с родителями, «Е16» - фильмы, которые зрителям до шестнадцати лет рекомендуется смотреть вместе с родителями, «Е18» - фильмы, предназначенные для зрителей с восемнадцати лет, «НА» - фильмы, предназначенные только для зрителей, достигших двадцати одного года. Кроме того информация об индексе фильма должна быть указана и доступна для потребителей.

ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО ГО КИНОПРОДУКТА

Основным производителем фильмов в Казахстане является киностудия «Казахфильм» им. Шакена Айманова. Финансирование киностудии полностью государственное. На предприятии производятся как дебютные и авторские фильмы, так и зрительское многожанровое кино. В составе киностудии действуют структурные подразделения, целью которых является продвижение произведенного «Казахфильмом» продукта на внутреннем рынке кинопроката, а также выход на иностранные рынки. Так, Центр кинопроката и дистрибуции под руководством Айдархана Адильбаева занимается организацией кинотеатрального и телевизионного проката картин, дистрибуцие фильмов в форматах DVD/Blue Ray. В сферу ответственности центра также входят разработка концепции и реализация рекламного продвижения фильмов и анализ рынков кино, ТВ и DVD. Последнее особенно важно, поскольку информацию о кинопрокатном рынке Казахстана в открытых источниках найти очень сложно.
Также исследованием и анализом рынка с экономической точки зрения занят Центр Развития кинопроектов под руководством Ержана Сулейменова. Понятие «развитие» – ключевое в деятельности центра, поскольку основной ориентир берется на преобразование планируемых в запуск проектов, с учетом ситуации на рынке и соответствующих финансово-экономических расчетов, проводится маркетинговое и финансовое обоснование их рентабельности. Основные задачи центра: разработка кинопроектов от начальной идеи до расширенного синопсиса, с учетом художественной и коммерческой концепции, их продвижение и привлечение инвестиций.
Киностудия «Казахфильм» в 2010 году выпустила 4 релиза (из 8-ми казахских): остросюжетный боевик режиссера Хуата Ахметова «Кто Вы, господин Ка?», фильм для молодого поколения «Рывок» режиссера Канагата Мустафина, совместную российско-казахскую романтическую комедию «Ирония любви» от режиссеров Ержана Рустембекова и Александра Черняева, а также драму Фархата Шарипова «Сказ о розовом зайце». Компания также выпускает в региональный покат фильмы предыдущих лет. Всего с учетом новых релизов и регионального проката «Казахфильм» в 2010 году выпустил в прокат 15 картин.
В 2011 году уже запущены 4 релиза: боевик режиссера Акана Сатаева «Ликвидатор» с участием британского актера Вини Джонса, драма Рустема Абдрашова «Небо моего детства», народная драма «Жеруйык» («Земля обетованная») режиссера Сламбека Тауекела и комедия по мотивам комиксов «Супер Баха» Тулегена Байтукенова и Тимура Касымжанова. Всего в 2011 году «Казахфильм» планирует выпустить около 10 релизов (не учитывая регионального проката фильмов предыдущих лет).

НЮАНСЫ КАЗАХСКО ГО ПРОКАТА

Что касается картин производства частных казахских продакш-компаний, то их прокат либо пытаются осуществлять сами производители, либо за это берутся дистрибуторские компании, которые действую на рынке Казахстана. Среди них встречаются как субподрядчики и филиалы зарубежных компаний, так и казахские прокатчики. Крупнейшие из них «Меломан» (обладает исключительными правами на территории Казахстана на продукцию Warner Bros. Home Video, Sony Pictures Home Entertainment, Walt Disney Pictures, 20th Century Fox Home Entertainment, Universal Pictures, Paramount Pictures, DreamWorks Pictures), «МаксиМин», «Киномакс», «Кинополис», «Prof-фильм», «Интер-Фильм» (с 2004 года эксклюзивный представитель компании «Централ Партнершип» в Казахстане) и «Каравелла DDC».
Директор кинопроката и кинодистрибуции компании МЕЛОМАН Максим Колодкин в нашей с ним беседе обратил внимание, что компания также активно занимается дистрибуцией фильмов казахского производства на носителях DVD и Blue Ray. Что же касается кинопроката, то об окупаемости отечественного продукта речь не идет. В то время как прибыль от проката фильмов заокеанских и российских производителей прокатчик и кинотеатр разделяют соответственно 60% на 40%, то при прокате отечественных картин речь идет о соотношении 50% на 50%.
Вместе с тем, Колодкин заметил, что правительство не на словах, а на деле заботится о поддержке казахского кинематографа. Однако принятое решение об обязательном дубляже 100% зарубежных фильмов на казахский язык с 2012 г. (в соответствии с пунктом 3 статьи 28-4 Закона Республики Казахстан «О культуре» с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.03.2011 г.) никакого отношения к этому не имеет. На дубляж сиквела мультфильма «Тачки», прокат которого на территории Казахстана осуществляет компания МЕЛОМАН, было потрачено 15 млн. тенге ($100 тыс.).
В то же время «Тачки 2» на русском собирают почти в 3 раза больше зрителей в залах кинотеатров, чем дублированная версия. Это доказывает, что публика пока не готова к тому, что герои фильмов заговорят с экрана на казахском языке. Максим Колодкин считает, что дубляж приемлем лишь в отношении блокбастеров, кассовые сборы которых гарантированно окупят дополнительные расходы. Но решение дублировать все без исключения фильмы, как минимум, поспешное. Эксперт также отметил, что еще одним усложнением в деятельности кинопрокатных компаний Казахстана
является слабо развитая система путей сообщения и логистики в стране. Зачастую копии фильмов находятся в пути по нескольку недель. Иначе их приходится отправлять воздушным транспортом, что кинопрокатная отрасль продолжит и впредь активно развиваться в Казахстане.
Разделяет точку зрения своего коллеги и директор по кинопрокату компании «Интер-Фильм» Дмитрий Кириенко. Он сравнивает рынок кинопроката Казахстана с современным многополосным автобаном, на котором всем достаточно места, встречается минимум преград, и каждый двигается с приемлемой для него скоростью. Что касается дубляжа всех зарубежных фильмов, то специалист считает, что этот неудачный эксперимент остановят, как только правительство оценит первые же результаты его внедрения. В ответ на вопрос, почему так сложно найти информацию о кинопрокате в Казахстане, Дмитрий заверил, что это временно. Ведь еще сравнительно недавно казахский рынок не рассматривался отдельно, а только как часть рынка России. Сейчас же отрасль активно развивается, и если есть спрос на данную информацию, то появится и предложение. Сам он, не скрывая, сообщил, что мультфильм «Кунг-Фу Панда 2» уже собрал в кинотеатрах Казахстана около $1,5 млн., и что компания, безусловно, рассчитывает на успех блокбастера «Трансформеры 3: темная сторона Луны», релиз которого на территории Казахстана состоялся 29 июня.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Подводя итоги сегодняшнего обзора, заметим, что, несмотря на сравнительно небольшой объем рынка кинотеатрального проката Казахстана (общие кассовые сборы за 2010 г. составили $50 млн.), последние 3 года сохраняется стабильная тенденция роста. По мнению профессионалов, для этого в стране сложились достаточно благоприятные условия. В последние годы растет интерес зрителей к новому казахскому кино, увеличивается количество посещений кинотеатров.
Хотя казахские проекты в местном прокате еще не окупаются, это можно рассматривать как дополнительный стимул к развитию копродукции, что позволит выходить с такими проектами на внешние рынки. Успешным примером является проект «Ирония любви» – картина, которая вышла в прокат как в Казахстане, так и в России (прокатчик «Каропрокат») и Украине («Гемини»). Кассовые сборы фильма в кинотеатрах на территории СНГ составили более $4 млн. при производственном бюджете $2 млн.


« Вадим Голенко: Дубляж – это некая интеграция казахского языка в мировое сообщество Александр Дериглазов: "От увлечения к бизнесу - история и будни "Меломана" »


Рейтинг
  • 100

Чтобы поставить рейтинг вы должны войти или зарегистрироваться

Комментарии (1)

Написать новый комментарий | Обновить комментарии

Загрузка комментариев...
 
     


Сегодня в кино
Трейлеры
Прайс-лист

Выбор категории:

Скачать прайс-лист



 

 

 

 

 

 

Обратная связь © 1987—2018 Группа компаний «Меломан»