Meloman.kz / Сделано в Казахстане Дата: 26 октября 2010 | Просмотров: 1264
 
 

Остановить культурную экспансию!

Aa Aa
Не секрет, что в стране практически отсутствует цивилизованный шоу-бизнес, нарушаются авторские права, процветает интеллектуальное «пиратство». Эксклюзивное интервью директора юридического департамента АО «Казахфильм» им. Ш. Айманова, поэт Темирлана Тулегенова.

- Темирлан, отвечает ли закон Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах», принятый еще 14 лет назад, современным мировым стандартам? Нуждается ли он в доработке и внесении изменений в соответствии с сегодняшними реалиями?

- В том-то и весь казус, что действующий закон РК «Об авторском праве и смежных правах» разработан очень грамотно, но деятели искусства не могут им воспользоваться в силу своей юридической безграмотности. А ведь этот закон - прекрасный инструмент для налаживания системы, которая стабильно пополняла бы как государственный бюджет, так и личный бюджет авторов и исполнителей. На данный момент закон можно сравнить с разобранным по частям автоматом Калашникова. Образно говоря, многие думают, что это - простая деревяшка. А ведь если собрать автомат, то его можно мощно использовать для своей защиты - и выстрелить из него, и штыком воспользоваться, и даже прикладом. То есть для того, чтобы закон эффективно заработал, надо выстроить все звенья цепи. Часто приходится слышать о том, что авторское право - достаточно сложное понятие. Хотя в законе все изложено достаточно просто. Под авторским правом понимаются имущественные и личные неимущественные права автора – физического лица, творческим трудом которого создано какое-либо произведение науки, литературы или искусства, являющееся объектом интеллектуальной собственности. Основной момент - процедура передачи авторских и смежных прав. Статьи 30-33,41 Закона «Об авторском праве и смежных правах» очень четко регулируют эту процедуру: для передачи исключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности необходимо заключать договор в письменной форме. Несоблюдение этой нормы - основная причина нарушения авторских прав в нашей стране. У нас люди недопонимают, что такое авторское право. Не соблюдают использование значка копирайта, означающего правообладание на конкретный интеллектуальный продукт. Люди не знают законов, и чем дальше будет продолжаться незнание, тем хуже это будет отражаться на государственной культурной политике.

- Значит ли это, что все, кто написал, скажем, мелодию или стихотворение, должны тут же регистрировать свое авторское право? Проходить через многочисленные бюрократические препоны?

- В законе сказано: авторское право возникает не с момента его регистрации, а в силу факта создания произведения. Другое дело, что доказать потом свое авторство - дело хлопотное. Лично я пишу с 1994 года свои песни, с 1997 - стихи, и ни разу не регистрировал свои права. Я поступаю по другому - пользуюсь системой обнародования. Создал и сразу обнародовал, благодаря своему информационному ресурсу – журналу «Камертон», публичности, узнаваемости. Но не у всех есть такие возможности, поэтому желательно регистрировать свои права. Регистрация авторских прав - несложная процедура.

- Не приведет ли повсеместная регистрация авторских прав к тому, что потребители, и так уже привыкшие к дешевой пиратской продукции, и вовсе перестанут покупать дорогие отечественные диски?

- Почему зарубежным странам выгодно, что в Казахстане высокий уровень пиратской продукции? Потому что они тем самым раскручивают, рекламируют себя. Но настанет час икс, когда зарубежный правообладатель, который сейчас не борется с пиратством, придет и начнет разбираться. Вот тогда потребитель задумается: а где же наша отечественная продукция? Казахстанское законодательство уже соответствует международным требованиям. Поэтому сейчас соблюдать авторское право - выгодно для развития отечественной культуры. Как можно развивать национальный продукт? Допустим, понравилась мелодия из зарубежного фильма, и наши продюсеры решили использовать ее. Но вместо того, чтобы маяться над получением разрешения, которое влетит в реальную копеечку, гораздо проще и дешевле - нанять нашего казахстанского композитора. Другой цивилизованный способ соблюдения авторских прав. Допустим, кюй Курмангазы уже исчерпал свой срок действия авторского права, так как Курмангазы очень давно умер. Следовательно, платить за исполнение кюя некому. Но заплатить надо тому, кто сделал аранжировку его произведения. По этой же аналогии у меня спрашивают: я что, Вивальди должен заплатить? Я отвечаю: нет, Вивальди платить не надо, но группе «Улытау» заплатить ты должен, потому что это их оригинальная аранжировка. Необходимо платить за каждое использование фонограммы.

- Возможно ли объять необъятное? Проверять и мониторить все рестораны и кабаки - это же физически нереально?

- В действующем законе прописано, что для этого должны создаваться специальные контролирующие организации. У нас работают союз продюсеров и исполнителей «Демеу», возглавляемый Кыдырали Болмановым, или то же самое «Казахстанское общество по авторским правам». И есть немало случаев в казахстанской практике, когда подаются иски в суды, и рестораны выплачивают деньги за незаконное использование авторских произведений. Недобросовестные бизнесмены пользуются тем, что творческий человек не знает своих прав. Я борюсь за то, чтобы творческие люди не страдали, чтобы к ним не относились, как к быдлу. Если автор написал хит, значит он богат, потому что все, кто его исполняет, ему за это платят. Так в идеале должно быть. А пока у нас нет выстроенной системы, нет грамотных отношений. Хотя есть прекрасные студии, шикарная техника, радиостанции, телеканалы. Есть и национальный шоу-бизнес, но он работает по системе той-бизнеса. Процветает пиратство, поэтому у нас артисты не зарабатывают на дисках, не проводят большие концерты, так как это идет в минус. Общей темы, схемы работы нет. Проекты типа «Super Star.Kz» или «Х-фактор» проводят не продюсерские компании, а только телеканалы. Потому у схемы нет логического продолжения, есть лишь кастинг исполнителей, нет раскрутки. И что будет делать артист завтра - это его головная боль. Более того, мы подвергаемся российской и западной культурной экспансии. И теперь, чтобы стать Россией, нам осталось только поменять пограничные столбы. Нам ближе Билан, Верка-сердючка, «нтвэшные» сериалы, «ортэшные» шоу и т.д. Читаем российские книги, смотрим американские боевики, хотя все это продукция сопредельных государств. Идет манкуртизация общества. А наше что - айтысы только? Параллельно идет и другой негативный процесс - наши классические музыканты «ломятся» в Европу. Там классический артист зарабатывает очень хорошие деньги - вещь, уму непостижимая для нас. В зарубежных странах это возможно по той же причине: там грамотно выстроен шоу-бизнес.

- Какие еще конкретные шаги необходимо предпринять для исправления сложившейся ситуации - обучать людей искусства законодательным азам?

- Да, отсутствие обучения основам авторского права в творческих вузах - одна из главных причин сегодняшнего положения. К сожалению, артистов, музыкантов учат играть на инструментах или петь, но не учат, как зарабатывать. Авторы и исполнители не знают, как делать деньги на создаваемой ими интеллектуальной собственности. Впрочем, идет обучение в МАБе, там открыта специальность "Арт менеджмент", в других вузах, я обучаю на своих курсах. Но зачастую эту дисциплину преподают люди, не нюхавшие порох, не знающие на практике тонкостей дела. Необходимо введение в учебную программу творческих вузов дисциплины «Авторское право». Министерство образования должно об этом позаботиться. Будет классно, если у нас появятся хорошие продюсеры, которые смогут распознать талант, продвинуть, защитить его права. Авторское право существует для того, чтобы талантливый человек зарабатывал на своем таланте, прославлял нашу страну. Другое решение - экспорт и интеграция казахстанской культуры в мировое сообщество. Учитывая реалии, у нас очень мало населения - нам сложно создать конкурентную среду. Но в то же время, благодаря политической стабильности, мы можем служить стабилизирующей силой для культур соседних государств - Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана. То есть за счет азиатского населения вполне возможно создать конкурентную культурную среду. Казахстан должен стать центром развития евразийской культуры. Наша основная задача - создание и сохранение национального культурного продукта, бренда, созданного гражданами Казахстана.  

По материалам Vesti.kz
 


« Cтартовали съёмки комедийной драмы «Инстаграмщица» Певец Нурлан Албан презентовал два сольных альбома »


Рейтинг
  • 0

Чтобы поставить рейтинг вы должны войти или зарегистрироваться

Комментарии (0)

Написать новый комментарий | Обновить комментарии

Загрузка комментариев...
 
     


Сегодня в кино
Трейлеры
Прайс-лист

Выбор категории:

Скачать прайс-лист



 

 

 

 

 

 

Обратная связь © 1987—2018 Группа компаний «Меломан»